Послесловие к книге "Три часа пополудни"
Пятнадцать лет назад я имел удовольствие писать предисловие к первой книге Владимира Краснова «Вот опять приходит весна…». Теперь вот — пишу послесловие к последней его книге рассказов. Последней, составленной им самим в ответ на предложение Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Параллельно он составил еще и книгу очерков «Русская Атлантида», которая лежит сейчас в издательстве в ожидании своего часа. Он как будто предчувствовал что-то и торопился как можно больше успеть сделать. И Господь ему в этом споспешествовал.
Последний раз он был у нас 14-15 мая. Счастливый, веселый, легкий, парящий какой-то, с долгожданным сигнальным экземпляром нового своего сборника «Млечный путь», который мы тут же и слегка «отметили», отложив полномерное торжество на после-выхода-тиража. Для чего Володя обещал приехать с книгой к нам на дачу в подмосковное Кратово. Обсуждали предстоящие презентации… Как всегда, много говорили о литературе. Володя радовался выходу «Млечного пути», предвкушал запуск «Трех часов пополудни». Никаких предчувствий, одни лишь светлые надежды и ожидания. Провожая его утром 15 мая на боровичское такси, я не знал, что вижу своего дорогого друга в последний раз. Расцеловались. Привычно помахали на прощанье друг другу в окно, и он ушел. Ушел, как оказалось, навсегда.
За незаметно как пролетевшие эти пятнадцать лет Владимир Краснов издал еще четыре книги прозы (считая и добротно-познавательную «Керамический век Боровичей»). Самой значительной стала самая маленькая – 30-страничная брошюрка «Горький дым памяти» в возрожденной в 2008 году «Библиотеке «Огонька», призванной знакомить читателей журнала «с лучшими образцами российской поэзии и прозы». Благодаря ей имя и творчество Владимира Краснова стало известно всей читающей России и вызвало благодарный отклик. О нем написала большой восторженный очерк Елена Яковлева в «Российской газете», в котором, отдавая должное высочайшему художественному мастерству Краснова, ставит его вровень с Казаковым. И вполне оправданно. При всей малотиражности книг нашего мастера и полнейшем отсутствии пиара несомненно, что его рассказы это — настоящая литература. Настоящая русская литература высшего достоинства, в лучших своих образцах смыкающаяся с классикой.
Рассказы Краснова написаны в том высоком нравственном ключе, который извечно был присущ нашей словесности, с позиций безусловной честности и чистоты, столь чуждых нынешнему книжному рынку с его раскрученными откровенно конъюнктурными «бестселлерами». И с тем большим признанием принимают их нормальные читатели, истосковавшимися по настоящему — не рыночному — художественному слову.
Эта чудесная проза «выросла из искренней внутренней потребности сказать правду, из лирического волнения, из удивления перед сложностью, красотой и драматизмом жизни», — проницательно писал в свое время о книге Краснова петербургский литературовед Ю.Д.Нестеров и особо отмечал «душевную самостоятельность» автора. — «Он независим ни от какой моды, вообще ни от чего, кроме собственной потребности писать, стремясь к правде».
Это поистине родниковая проза родниковой души.
В этой книге писатель собрал рассказы, которые, он хотел бы, чтобы прочитали юные читатели. Те школьники и студенты, которые еще читают книги. Их мало, но они все-таки есть. И, судя по всему, Володя все же надеялся, что его упование не останется тщетным, и так или иначе, но до кого-то из подростков, юношей и девушек нынешних дойдут мысли и чувства его юных героев — как, впрочем, и его самого. И рассказы его послужат великому делу воспитания чувств и возрастания душ, которое всегда выполняла и продолжает выполнять русская литература.
Руслан Дериглазов